версия для слабовидящихadmso.ru - официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Североонежское»
Органы местного самоуправления муниципального образования «Североонежское»
Администрация Муниципальный Совет Избирательная комиссия интернет-приёмная муниципальные закупки и торги

Объявления

ПРОТОКОЛ заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области

от 17 февраля 2019 года

ПРОТОКОЛ

заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области

 

31 января 2019 года                                                                                            № 1

г. Архангельск

14.00

Председательствующий – Вахрушев А.В.

          Присутствовали: 16 человек (Ломака С.В., Маневская С.Б.,                     Бакшеева Н.В., Самухин Н.С., Палкин К.Б., Пастухов А.В., Подосенова И.М., Гречухина С.В., Ковалев Г.В., Кузьменко М.Н., Овечкина Ю.А.,            Гнедышев Ю.А., Багрецов А.В., Виткова О.К., Русинова Т.В., Никифоров М.В.).

          Отсутствовали: 3 человека (Якушев А.Н., Смирнова О.Л.,          Скоморохова С.А.).

Кворум соблюден.

Приглашенные:

Королева Галина Ивановна, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Архангельской области.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. Об эффективности принимаемых мер по стабилизации криминогенной ситуации в среде несовершеннолетних на территории Архангельской области по итогам 2018 года. Основные задачи и направления межведомственной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  2. О дополнительных мерах профилактики гибели и травматизма детей в результате пожаров.

 

  1. Об эффективности принимаемых мер по стабилизации криминогенной ситуации в среде несовершеннолетних на территории Архангельской области по итогам 2018 года. Основные задачи и направления межведомственной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

СЛУШАЛИ:

Овечкину Ю.А.: по итогам 2018 года оперативная обстановка на территории Архангельской области характеризуется сокращением числа преступлений, совершенных несовершеннолетними на 11,5 процента (с 668 до 591), а также их удельного веса на 0,5 (5,4; Россия: 4 процента, СЗФО: 4,4 процента), в том числе на 10,9 процента (со 110 до 98) относящихся к категории тяжких и особо тяжких составов.

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними
в регионе, сокращается на протяжении трех лет (рост в 2015 году составлял: +5,7 процента, с 892 до 943), а положительная динамика за 5 лет в сравнении
с 2014 годом составляет –  33,7 процента (с 892 до 591).

Но при этом, по итогам 2018 года рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, зарегистрирован в 6 территориях области: в г. Архангельске (+12,4 процента, со 129 до 145) и, в том числе, в Ломоносовском (в 1,5 раза, с 25 до 37), Соломбальском, Северном и Маймаксанском (в 1,7 раза, с 18 до 30), Варавино-Фактория и Майская горка (+12,5 процента, с 24 до 27), Исакогорском и Цигломенском (в 1,7 раза, с 15 до 26) округах г. Архангельска, а также в г. Северодвинске (в 1,4 раза, с 71 до 100), Коношском (в 2,1 раза, с 9 до 19), Мезенском (+25 процентов, с 4 до 5), Каргопольском (в 1,4 раза, с 16 до 23) и Приморском (в 1,9 раза, с 7 до 13) районах.

Не зарегистрировано фактов совершения несовершеннолетними убийств (АППГ – 2), случаев хулиганства (АППГ – 0), сократилось количество совершенных ими разбойных нападений – на 77,8 процента (с 9 до 2), грабежей - на 10,3 процента (с 39 до 35), краж - на 12 процента (с 474 до 417), угонов транспортных средств – на 31,6 процента (с 38 до 26).

Снизилось число совершенных несовершеннолетними преступлений
в группах (-2,5 процента, с 322 до 314), в том числе в «смешанных» группах
с участием взрослых лиц (-16,7 процента, со 150 до 125), а также в общественных местах (-3,4 процента, с 319 до 308) и, в том числе, на улицах      (-17,5 процента, со 177 до 146).

Сократилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними
в состоянии опьянения (-32,7 процента, с 98 до 66), но рост их числа зарегистрирован в Исакогорском округе г. Архангельска (в 3 раза, с 1 до 3), Котласском (+71,4 процента, с 7 до 12), Верхнетоемском и Устьянском районах (с 0 до 2 в каждом).

Вопрос привлечения к ответственности лиц, вовлекающих детей
в потребление алкогольных напитков и реализующих их продажу несовершеннолетним, находится на ежедневном контроле Управления МВД России по Архангельской области.

В 2018 году улучшен результат по выявлению и пресечению административных правонарушений по ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (+15,3 процента, с 334 до 385) и по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ (+8,9 процента,   с 45 до 49). Но в данном направлении выявление происходит по факту совершенных правонарушений, в ходе специальных оперативных мероприятий и проверок по происшествиям с несовершеннолетними, выявленными в состоянии опьянения. Информация о продаже подросткам алкогольных напитков от граждан, родителей, представителей общественных объединений, в органы полиции не поступает. 

Возросло количество фактов мошенничества среди подростков – в 2,3 раза (с 3 до 7). Увеличилось число преступлений, связанных с оборотом наркотиков – на 30 процентов (с 20 до 26), в том числе в Октябрьском округе
г. Архангельска (в 3 раза, с 1 до 3), г. Северодвинске (в 3 раза, с 2 до 6), Котласском (с 1 до 2), Приморском (с 0 до 2), в г. Коряжме
и Каргопольском районе (с 0 до 1 в каждом).

Зарегистрирован рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в группах со сверстниками (+9,9 процента, со 172 до 189), в том числе на территории г. Архангельска (+22,6 процента, с 31 до 38), включая Ломоносовский (в 3,8 раза, с 4 до 15), Соломбальский, Северный
и Маймаксанский (в 2,3 раза, с 4 до 9), округа г. Архангельска, а также
в г. Северодвинске (в 9 раз, с 5 до 45), Вельском (+37,5 процента, с 8 до 11), Каргопольском (в 1,8 раза, с 5 до 9), Пинежском (в 2,5 раза, с 2 до 5), Устьянском (в 3 раза, с 1 до 3), Шенкурском (в 2 раза, с 3 до 6) районах,
в Коношском районе и г. Новодвинске (в 4 раза, с 1 до 4, в каждом).

Возросло количество несовершеннолетних, совершивших преступления из числа лиц, ранее их совершавших (+1,4 процента, со 143 до 145). Рост числа подростков данной категории зарегистрирован в: Октябрьском (+40 процентов, с 5 до 7), Соломбальском, Северном и Маймаксанском (в 2,3 раза, с 4 до 9), Исакогорском и Цигломенском (в 1,5 раза, с 4 до 6) округах г. Архангельска, г. Новодвинске (в 3 раза, с 1 до 3), Верхнетоемском (с 0 до 4), Вилегодском (в 1,5 раза, с 4 до 6), Каргопольском (в 2,5 раза, с 2 до 5), Коношском (+75 процентов, с 4 до 7), Котласском  (+47,6 процента, с 21 до 31), Красноборском (в 2 раза, с 1 до 2), Приморском (+66,7 процента, с 3 до 5) районах.

Увеличилось число несовершеннолетних, совершивших преступления, ранее состоявших на учете в ПДН (+1,4 процента, со 143 до 145), в том числе
в Октябрьском (в 2,3 раза, с 3 до 7), Соломбальском, Северном и Маймаксанском (в 3 раза, с 1 до 3) округах г. Архангельска, г. Коряжме              (+50 процентов, с 2 до 3), г. Новодвинске (в 7 раз, с 1 до 7), Верхнетоемском                (с 0 до 7), Каргопольском (с 0 до 4), Котласском (в 2,8 раза, с 5 до 14), Приморском (с 0 до 5), Шенкурском (с 0 до 1) районах.  

Возросло количество несовершеннолетних, совершивших преступления, из числа ранее судимых (+33,3 процента, с 3 до 4), в том числе на территории Котласского и Ленского (с 0 до 1, в каждом) районов. 

По данным направлениям принимаются необходимые меры по снижению уровня совершенных несовершеннолетними преступлений.

В 2018 году проведены ряд оперативно-профилактических мероприятий: «Группа» (с 19 по 28 февраля), «Неделя правовой грамотности» – дважды (с 16 по 21 апреля, с 15 по 20 октября), «Твой выбор» (с 5 по 15 мая), «Подросток - 2018», «Безнадзорные дети» (с 19 по 28 ноября), а также организованы мероприятия в рамках правовой пропаганды для школьников, студентов, родителей и педагогов, в том числе «Урок правовой грамотности», участие в «Областном родительском собрании» и областном семинаре педагогов школьных служб примирения «О создании безопасного образовательного пространства и профилактика распространения криминальных субкультур», организованы спортивные соревнования, в том числе, чемпионат по футболу «Кубок летних каникул».

По результатам анализа, проведенного по итогам 10 месяцев 2018 года, доля несовершеннолетних, охваченных организованными формами занятости из числа совершивших преступления, составила всего 0,6 процента. При этом, по состоянию на 01 ноября 2018 года на учете в ПДН состояли 2663            (-1,2 процента, АППГ – 2696, на 31.12.2018 – 2679) несовершеннолетних, из которых 995 (37,4 процента) посещают кружки и секции, из них 75 – посещают ДЮСШ, 257 – организации дополнительного образования, 84 – учреждения культуры и 579 –образовательные организации.

С положительной стороны следует отметить те территории, где занятость несовершеннолетних, из числа состоящих на учете ПДН посещающих кружки и секции, составляет свыше 50 процентов: Виноградовский – 111,4 процента, Вилегодский – 105,6 процента, Пинежский – 96,8 процента, Красноборский – 82,6 процента, Плесецкий – 56,0 процента, Шенкурский – 55 процентов, Приморский – 52,1 процента районы), а в таких территориях как г. Новодвинск, Ленский и Няндомский районы занятость несовершеннолетних во внеурочное время составляет менее 20 процентов.

К сожалению, часть подростков, которые состоят на учете в полиции, остаются незанятыми в свободное от учебы время, гораздо больше интересуются социальными группами сети «Интернет» и самостоятельно находят для себя занятия, совершая самовольные уходы с места жительства, посещая места свободного wi-fi доступа, ночуя в подъездах, совершая случайные знакомства в социальных Интернет-сообществах.

По итогам 2018 года на 1,2 процента (с 2576 до 2606) увеличилось количество поступивших в территориальные ОМВД России по Архангельской области заявлений о розыске несовершеннолетних. На 1,2 процента (с 1709 до 1729) увеличилось количество заявлений о розыске несовершеннолетних, ушедших из государственных учреждений, их доля от общего количества зарегистрированных заявлений составила 66,3 процента (АППГ – 66,3 процента), в том числе на 22,9 процента (с 1081 до 1329) возросло количество заявлений по фактам самовольных уходов несовершеннолетних из детских домов, их доля от общего количества обращений составила 51 процент (АППГ – 42 процента).

Возвращаясь к месту жительства, особенно в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или будучи помещенными в социальные центры помощи, такие подростки вовлекают в дальнейшее совершение самовольных уходов своих сверстников. Законные представители, при отсутствии квалифицированной психолого-педагогической помощи, которая доступна не во всех территориях области, самоустраняются от обязанностей по воспитанию и обращаются в органы опеки с заявлениями об оказании социальной услуги – временного помещения своего ребенка в государственное учреждение, откуда такие дети возвращаться домой к родителям уже не желают и с этой целью начинают вновь совершать самовольные уходы. Такое положение дел с оказанием помощи родителям, утратившим родительский контроль, и организацией детского досуга приводит к совершению ими краж одежды из торговых центров, продуктов питания из магазинов, потреблению если не алкоголя и психоактивных веществ, то бытового газа для заправки зажигалок, а также к иным правонарушениям среди детей и подростков, в том числе со стороны третьих лиц.  

В 2018 году на территории области возросло на 3,2 процента (с 1618 до 1670) количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Основную долю в их структуре (68,6 процента) составляют деяния против семьи и несовершеннолетних, среди которых на 0,8 процента возросло число преступлений, связанных с неисполнением алиментных обязательств (с 1059 до 1068) и на 24,5 процента (с 53 до 40) сократилось количество преступлений, связанных с ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию со стороны законных представителей.

Увеличилось на 35,5 процента (со 155 до 210) число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе                            в 11 муниципальных образованиях области: г. Архангельске, г. Коряжме, ЗАТО г. Мирный, Вельском, Котласском, Красноборском, Лешуконском, Пинежском, Плесецком, Приморском и Холмогорском районах. Возросло на 6,5 процента    (с 31 до 33) число преступлений против нравственности несовершеннолетних.

Таким образом, на сегодняшний день существуют следующие проблемные направления, которые требуют особого внимания со стороны
не только органов внутренних дел, но и министерств социального блока Правительства Архангельской области.

Прежде всего, вопросы выработки комплекса совместных мер
по предупреждению самовольных уходов, превентивной работа в сфере преступности против жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, их безопасности в сети Интернет, а также взаимодействия в профилактике подростковой преступности с образовательными организациями, вопросы занятости несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах, и вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Следующая задача – совершенствование взаимодействия с образовательными организациями, в том числе среднего профессионального образования, правильный и оперативный обмен информацией о группах риска, негативном влиянии со стороны интернет-ресурсов на детей. Как показал 2018 год, общая профилактика была снижена в данных образовательных организациях.

 

ВЫСТУПИЛИ:

Вахрушев А.В.: «Юлия Алексеевна, как 68 место по России соотносится со взрослой преступностью, и можно ли сравнивать регионы, где разная численность, разная транспортная доступность?».

Овечкина Ю.А.: «Это рейтинг, который установлен ведомственным приказом, подразумевает мониторинг оценки и, исходя из их динамики, доли несовершеннолетних, совершивших преступления, от общего числа проживающих возраста привлечения к уголовной ответственности, то есть       14-17 лет. Положительной позицией в этом рейтинге является снижение этой доли относительно к другим регионам.  В прошлом году это было 75 место».

Вахрушев А.В.: «Увеличение количества повторных преступлений с 23 до 25 – это критично или это естественное колебание?».

Овечкина Ю.А.: «Сказать, что наши показатели превышают показатели других регионов, нельзя. Последние несколько лет эти показатели у нас стабильно снижались. С учетом того, что работа по медиации детьми проводится активно, увеличение не прогнозировалось. Стоит задуматься о категории, с которыми достаточно неэффективно ведется работая – лица, в отношении которых прекращаются уголовные преступления за примирением сторон. Это повод обратить внимание отдельно на них и усилить в отношении них меры профилактики».

Вахрушев А.В.: «В показателях идет снижение преступлений, совершенных в пьяном виде, но я бы не трактовал это так положительно. Это говорит о том, что больше преступлений совершается в трезвом виде, то есть осознанных преступлений».

Овечкина Ю.А.: «Профилактика алкоголизма – это одна из основных задач, поэтому мы с положительной стороны отмечаем, что влияние алкоголя снижается, но оставшаяся часть детей подлежит профилактике».

Вахрушев А.В.: «Снижение работы с детьми – это проблемы образовательной организации?».

Овечкина Ю.А.: «Снизилось количество детей, с которыми проводится профилактическая работа, увеличилось количество родителей, которые привлекаются к административной ответственности и с которыми проводится работа. Это устанавливается в ходе комплексных проверок: своевременность и обоснованность постановки на учет».

Ломака С.В.: «В 2018 году мы привели в соответствие учет несовершеннолетних, а именно, муниципальные комиссии ведут персонифицированный журнал всех несовершеннолетних, которые прошли через комиссию и подпадают под статью 5 Федерального закона от 24  июня  1999  года  № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон               № 120-ФЗ).

Таким образом, количество несовершеннолетних, с которыми органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа, увеличилось в разы. Через персонифицированный журнал мы видим, кто состоит на межведомственном учете, а кто на ведомственном учете.

Вахрушев АВ.: « Хочу обратить внимание на факты бродяжничества.  В государственных учреждениях случаев бродяжничества возросло на 13,3 процента».

Маневская С.Б.: «Причина в том, что органы опеки лишают родителей родительских прав очень поздно. Они, наверное, ждут какого-то чуда. Когда подросток 15 лет поступает в детский дом, он не будет подчиняться правилам детского дома, он привык к свободе. Вторая проблема – это дефекты работы самого педагогического состава. Детям неинтересно, как организуется их досуг. Контингент меняется».

Овечкина Ю.А.: «В 2015-2016 году эти показатели стабильно снижались».

Вахрушев А.В.: «Я попрошу министерство образования и науки Архангельской области обратить на это внимание и проанализировать ситуацию».

Ломака С.В.: «Комиссиям тоже дана установка на то, что несовершеннолетних, которые совершают самовольные уходы два и более раза, определять в категорию «бродяжничество» и проводить индивидуальную профилактическую работу. Ранее у комиссий была установка, что подростков, совершающих самовольные уходы, на учет не ставить, так как такой категории, как «самовольные уходы», в Федеральном законе № 120-ФЗ нет. Но с детьми, которые совершают самовольные уходы, и их семьями работать надо, так как в отношении них совершаются преступления и ими совершаются преступления».

Королева Г.И.: «27 процентов из всех нарушений, которые выявлены прокурорами в 2018 году, касались вопросов профилактики. Это серьезно, если учитывать, что в приоритете у нас защита прав детей – охрана здоровья, образование, сироты, жилье, труд и т.д.  Нам есть над чем совместно работать. Когда мы неоднократно обсуждаем вопросы адаптации выпускников спецучреждений закрытого типа и воспитанников воспитательной колонии, нам бодро рапортуют, как хорошо все взаимодействуют и принимают меры. На самом деле, надо вдумчиво вникать в эти вещи и осознавать, что происходит. Выпускники спецучреждений потому и встают на «кривую дорожку», что такое отношение на местах к их социально-бытовому устройству. Совершеннолетний воспитанник 9 октября 2018 года выходит из спецучилища. Заблаговременно в Каргопольский район направляются сведения о том, что он выпускается, с просьбой оказать содействие с жильем, так как он сирота. Органы опеки никак не реагируют на эту ситуацию. На самом деле у этого подростка еще в 2006 году было закреплено жилье, потом оно было признано аварийным, и с 2014 года подросток жил со старшим братом. Это вопрос профилактики, который дальше перерастает в вопрос сиротства, потому что ничего не было сделано, чтобы решить вопрос о его вселении, хотя спецучилище уведомляло органы опеки о его выходе. Собственно говоря, он достиг уже совершеннолетия и, с точки зрения профилактики, нас мало волнует, но это неправильно, потому что мы с вами работали со спецучилищем и для того, чтобы он, став взрослым, не совершал преступления. Это не единственный случай. Министерству образования и науки Архангельской области такие факты необходимо взять на заметку. Ровно подобная ситуация у нас происходит и с теми подростками, которые являются несовершеннолетними и выходят за три-четыре месяца до совершеннолетия. В порядке координационной деятельности и взаимодействия с УМВД области и областной комиссией необходимо отрабатывать эти вопросы, когда это будет касаться выпускников спецучреждений закрытого типа и Архангельской воспитательной колонии.

Что касается вопросов прекращения уголовных дел в отношении несовершеннолетних по нереабилитирующим основаниям, необходимо анализировать ситуацию совместно, прежде всего, со следственным управлением УМВД России по Архангельской области, потому что именно они инициировало масштабное прекращение уголовных дел на стадии расследования по статье 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) с применением принудительных мер воспитательного воздействия. С одной стороны эта ситуация неплоха, но с другой стороны она создается искусственно. И самое главное, на кого возложено исполнение принудительных мер воспитательного воздействия? Как нам говорит Верховный суд – это должны быть комиссии по делам несовершеннолетних, в ряде случаев суды эти меры возлагают на родителей. И мы с вами видим, что меры возлагаются на родителей, которые привлекаются по статье 5.35 КоАП РФ, которые утратили контроль, влияние на детей. К сожалению, эти дела рассматриваются без прокурора. Но у нас есть положительная практика Красноборского района, Коряжмы, когда комиссия по делам несовершеннолетних оспорила такое решение в результате того, что подросток не выполнял эти меры. У нас произошло сокращение дел о прекращении за примирением сторон (было 143, стало 107) и в 3 раза возросло дел по статье 427 УПК РФ (было 50 постановлений, стало 149). Это серьезная цифра. Мы против прекращения уголовных дел за примирением сторон, когда никакой примирительной процедуры не происходит. Но, в угоду следствия, потому что так проще, прекращается дело по статье 427 УПК РФ, отдав подростков родителям, которые не могут осуществлять этот присмотр, вместо того, чтобы проводить примирительную процедуру, включать все соответствующие механизмы для того, чтобы подросток не совершал преступления повторно. Я связываю такую позицию, которая вольнодумно произведена следственным управлением УМВД России по Архангельской области с тем, что у нас незначительно, но возросло количество повторных преступлений, совершенных несовершеннолетними. Если пару лет назад у нас была треть «повторников», то в прошлом году мы сократились до 23. Сейчас мы поднялись до 25. Если мы не будем эту ситуацию контролировать и пресекать, мы можем вырасти обратно и до 30, и 50 процентов.

Овечкина Ю.А.: «В связи с этим нами и предложено в 1 квартале проанализировать статью 427 УПК РФ. Предложения включим в общий анализ».

Королева Г.И.: «Мы прокуроров озадачим этими вопросами и обратим внимание на то, что суды не передают под надзор КДН, а передают именно родителям.

Я хочу также обратить внимание на деятельность муниципальных комиссий. В очередной раз мы выявляем факты, когда исков в интересах детей предъявляется ничтожно мало. И когда мы выезжаем в районы, мы видим, что ресурсы и потенциал вообще не использованы. Я предлагаю областной комиссии и ПДН УМВД России по Архангельской области проанализировать эту ситуацию, своих прокуроров мы на это тоже настраиваем. Даже по делам о направлении подростков в ЦВСНП, а они все проходят через прокуроров, выявляется большое количество дел о побоях и даже истязаниях, которые совершаются несовершеннолетними «несубъектами». Мы с вами много говорили о том, что декриминализация выбила у нас из рук очень серьезный рычаг –  возможность направления малолетних дебоширов в спецшколу и спецучилище, потому что статья 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) применяется у нас только в 16 лет, а те подростки, которые в 11-12 лет систематически избивают своих одноклассников, остаются абсолютно безнаказанными. В ЦВСНП помещается 9-летний Б. (г. Котлас), который беспричинно, постоянно кого-нибудь избивает. 27 декабря 2018 года он помещается в ЦВСНП. Какие меры приняты? Мать контроль за сыном утратила. Там несколько потерпевших, каждый материал был рассмотрен на КДН, и в данной ситуации тот счастливый случай, когда совпадают два момента: с одной стороны – защита прав ребенка, с другой – профилактика. Почему комиссия не предъявляет иск в интересах этих девочек, тех маленьких детей, которых подросток побил, и если эта мама заплатит по одной тысячи рублей каждому пострадавшему ребенку, наверное, она подумает, утратила она контроль за сыном или нет. Этот рычаг не реализуется. Я не говорю о том, что делать должна все комиссия или орган опеки, нет. Но не прокурор же должен вызывать этих родителей и спрашивать: «Почему Вы не предъявили иск в интересах своей дочери?». Что мы видим сегодня: школы ревут, педагоги ничего сделать не могут, родители просят убрать этого дебошира из класса, но при этом никто из родителей не заявляет требования о возмещении ущерба, причиненного ребенку. Моральный вред – 500 рублей, одна тысяча – неважно. Сам факт, когда ребенок и родители будут понимать, что за все в этой жизни надо платить и за дебоши тоже. В министерство образования и науки Архангельской области мы вносили представление. Там тоже хороший мальчик, мама потворствовала ему таким образом, что даже обратилась в прокуратуру области. Все поставлены на учет, начиная с мамы. Четырехклассник оскорбляет педагогов, оскорбляет соучеников, почему меры не принимаются, меры должны быть приняты обязательно.  По несовершеннолетнему Ш. (127, 116 УК РФ – ограничение свободы, побои) никаких рычагов не принято и т.д.

Что касается пьянства. Действительно снизился удельный вес на 10 процентов, но возросла административная составляющая. Сократился разрыв с лицами, которые им продавали и наливали – их выявлено 434 лица (было 359). Эта ситуация нас очень настораживает.

Я бы хотела обратить внимание на семьи и подростков, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Я бы обратила внимание на Плесецкий район. Он попал мне на карандаш по нескольким моментам. Никто не обращает на это внимание, к сожалению, а надо бы. Сначала к нам обращается гражданка М., о том, что ее с ребенком по решению суда выселили из квартиры. Позже ровно такую же ситуацию мы выявили, когда разбирались по факту суицида несовершеннолетней Ж. (14 лет, девочка повесилась). И в том, и в другом случае ситуация одинакова. Я очень боюсь, что у нас происходит в Плесецком районе. Пятикомнатная благоустроенная квартира, проживает огромная семья 15 человек. Еще бабушка этой М. была многодетной, потом мама была многодетной. Долги по квартплате около одного миллиона рублей. Все отключено, и с 2012 года в этой благоустроенной квартире в г. Североонежске никто не живет. Я говорю здесь о взаимодействии. Эта семья на учете не состоит. И только после того, как мама обошла все органы, пришла к нам после двух лет ее выселения, тогда мы узнали и начали разбираться. Мама добросовестная. Трудная жизненная ситуация у человека. Поставьте кто-нибудь на учет. Нам говорят – нет, ситуация нетрудная. Мама живет, снимает квартиру, дочка ходит в школу. Но мама говорит: «У меня нет постоянного места жительства, меня лишили права на то жилое помещение». А ее сестра, совершенно неблагополучная, которую надо лишать родительских прав, состоит на всех профилактических учетах. Но никто палец о палец не ударил 2 года назад для того, чтобы обеспечить защиту этих детей. И администрация муниципального образования ничего лучше не нашла, как предъявила иск о прекращении проживания этой семьи в квартире.  Выселить человека из жилья можно только по решению суда, и дела эти рассматриваются только с участием прокурора. Дело рассмотрено без участия кого бы то ни было из этой семьи. Суд нам говорит: «Мы sms-уведомление сделали, все были уведомлены своевременно». И мы сегодня имеем семью, которая фактически выселена из этой квартиры. В пятикомнатной квартире производится ремонт, там делают две квартиры. Я бы считала делом чести решить вопрос, чтобы одну из квартир предоставили М. с ее ребенком, а вторую, ее 15-летней племяннице, родителей которой лишаем родительских прав. Мы должны будем несовершеннолетней предоставлять жилье из областного бюджета как сироте.

Я уже говорила о пристальном внимании к многодетным семьям. Долги, образовались не в одночасье. Никто не работает. Я бы предложила министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области очень серьезно отнестись к теме многодетных семей и проконтролировать, сколько у них долгов. Ведь им выплачиваются меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг. И я вас уверяю, что много семей с детьми, у которых отключено электричество, и никто этим вопросом не занимается. И вторая ситуация по Плесецкому району – девочка Ж., 14 лет, которая покончила жизнь самоубийством 1 сентября прошлого года. Не сразу мы добились выяснения всех отношений, вроде бы несчастная любовь. Но опять обстоятельства таковы, что 4-х комнатная благоустроенная квартира осталась от бабушки. Все отключено, в квартире семья не жила.  И даже после суицида надо выяснять обстоятельства, способствовавшие ситуации. Никто не смог сказать, а не повлияла ли ситуация на то, что ребенок принял такое решение. Несчастная любовь – понятно, а может сыграло то, что ребенок бомжеватого вида, что не может жить в квартире, потому что у них там все отключено, не дразнил ли ее кто-нибудь этим. Кто-нибудь вообще разбирался? Муниципальная группа оперативного реагирования Плесецкого района разработала план по факту суицида. Но работа с суицидом – это работа со всем окружением И дальше ситуация развивается трагично. В декабре покончил жизнь самоубийством папа. Мама с несовершеннолетним ребенком выезжает в г. Северодвинск. Необходимо выяснить известили ли Северодвинск о том, что в их городе появилась такая семья, и что с ней будет дальше. А меня, как прокурора, волнует 4-х комнатная квартира, какие там долги, и почему муниципалитету не пришло в голову найти другую многодетную семью, выделить ей эту квартиру. А семье погибшей девочки выделить 2-х комнатную квартиру, т.е. совершить такой обмен, и с этих родителей взыскивать долги, если они их накопили. Давайте работать комплексно, индивидуально с семьями СОП. Мы видели на выездах, какие планы составляются, что только не включено, вся воспитательная работа школы, но кто-нибудь посмотрел, что с долгами.  Я вам напомню прошлогодний трагический случай, произошедший в Пермском крае, когда 14-летняя девочка умерла от истощения. В квартире все отключено, мама с психическими расстройствами девочку не кормила, ребенок умер. Нигде семья на учетах не состояла, школе было все равно, что ребенок тает на глазах. Я бы обратила на такие вещи внимание, они у нас все перед глазами, у нас эти факты есть, только мы не дорабатываем. Мы каждый этот факт не доводим до конца, не выясняем, в чем дело. Никого не волнует, что у семьи долги, что рано или поздно свет отключат и семья «бомжует».

Что касается роста уходов несовершеннолетних, нас волнуют причины и условия, способствовавшие   самовольным уходам, здесь есть серьезные вещи. У нас снижения числа уходящих, кроме воспитанников детских домов. Вопросы, когда ребенок не успел к отбою, и его заявляют в розыск – это правильно. Среди этих уходов у нас большое число тех, кто не просто уходит, а опаздывает к возвращению, но мы настаиваем на том, что каждый такой уход должен быть своевременно заявлен, чтобы мы начинали вовремя соответствующую работу.

Прокуратура Архангельской области ставит для себя и прокуроров районов области задачу по анализу реализации программы, которая утверждена через 10-летие Детства».

Вахрушев А.В.: «Очень правильно, что мы пытаемся разобраться в причинно-следственных связях, прямые корреляции видны между повторными преступлениями и перевода на родителей ответственности и мер воспитательного воздействия».

Королева Г.И.: «Я бы сориентировала министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области на работу с семьями, находящимися в социально опасном положении. Семья несовершеннолетней Ж. не была многодетной, тем не менее, 4-х комнатная квартира, долги и никто в квартире не жил. Дети же ходят в школу. И что, школа не знает, что дети не живут по месту жительства, что там какие-то проблемы? Там нет взаимодействия. Проблемы трудной жизненной ситуации – это проблемы социальной защиты. Это так налажено взаимодействие в районе, это обмен информацией и выявление. И потом, как раз вопрос пролонгируемый,  потому что бабушка многодетная, мама многодетная. Я думаю, что задолженность начала образовываться, когда еще мама многодетная имела несовершеннолетних детей. Это длительный процесс. Когда мы работаем с семьей СОП, рассматриваем вопрос, ставить на учет или нет, то мы должны отрабатывать и другой вопрос: а что у них с долгами? Если долг по квартплате есть – это один из поводов, чтобы заниматься этой семьей, чтобы дальше родители не угнали своих детей в яму и не остались на улице.

Вахрушев А.В.: «Комплексность решений. С министерства образования и науки Архангельской области и школ никто ответственности не снимает, потому что это первичное звено, которое должно мониторить ситуацию. Когда люди попадают в поле зрения социальной защиты – это уже состоявшийся факт, а первичный мониторинг – это школа. Я бы все-таки не уводил вектор многодетных семей, т.к. недавно участвовал в совещании по бедности в Российской Федерации. Многодетные семьи и сельская местность – это два фактора, на стыке которых образуется самый серьезный показатель бедности. Наш регион это подтверждает. Так как к 2024 году показатель по бедности в стране должен быть снижен в два раза, а в стране 20 млн. человек в этой категории, вот вам и комплексное решение, которое надо искать».

Заслушав докладчика, ПОСТАНОВИЛИ:

1.1. УМВД России по Архангельской области:

1.1.1. В 1 полугодии 2019 года организовать во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности правонарушений проведение оперативно-профилактических мероприятий (операций), направленных на повышение уровня правосознания несовершеннолетних, профилактику противоправных действий с их стороны, а также в их отношении. О результатах проведения проинформировать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области (далее – областная комиссия).

Срок исполнения - до 15 июля 2019 года.

1.1.2. В 1 квартале 2019 года провести анализ причин, способствовавших повторной преступности несовершеннолетних. О результатах анализа и предложения по повышению эффективности совместной работы по данному направлению направить в областную комиссию.

Срок исполнения - до 15 апреля 2019 года.

1.1.3.  По итогам первого квартала 2019 года проанализировать результаты работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, эффективности взаимодействия территориальных органов МВД России по Архангельской области с учреждениями системы профилактики в 2018 году. Подготовленный анализ с выделенными проблемными вопросами, выработанными предложениями по совершенствованию межведомственного взаимодействия, в том числе непосредственно по территориям, с сохраняющимся осложнением криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних, направить в областную комиссию.

Срок исполнения – до 25 апреля 2019 года.

1.1.4. В 1 квартале 2019 года совместно с министерством образования  и науки Архангельской области и областной комиссией провести рабочее совещание по вопросам эффективности работы по профилактике самовольных уходов и бродяжничества несовершеннолетних, в том числе воспитывающихся в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Срок исполнения – до 1 апреля 2019 года.

1.1.5. Совместно с министерством образования и науки Архангельской области обеспечить на системной основе проведение в образовательных организациях области мероприятий по пропаганде культурного мирного поведения и навыков бесконфликтного общения, информированию учащихся о социальной опасности экстремизма и терроризма, и своевременному обмену упреждающей информацией о несовершеннолетних, проявляющих признаки деструктивного поведения, в том числе посягающих на общественный порядок, либо интересующихся интернет-ресурсами, пропагандирующим запрещенные сообщества и распространение неформальной субкультуры.

Срок – постоянно. 

         Об исполнении проинформировать областную комиссию итогам 2019 года.

  1.2. Министерству образования и науки Архангельской области:

  1.2.1. В первом полугодии 2019 года организовать работу по просвещению родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам возрастных особенностей детей, их полового воспитания.

Срок исполнения – до 15 июля 2019 г.

  1.2.2. Совместно с государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Архангельский областной институт открытого образования» подготовить аннотированный список литературы для использования в работе педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов образовательных организаций по вопросам полового воспитания детей.

Срок исполнения – до 30 апреля 2019 года.

1.2.3. Принять меры по изучению организациями дошкольного и школьного образования методических рекомендаций по вопросу защиты детей от жестокого обращения (для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), утвержденных протоколом заседания областной комиссии № 2 от 07.05.2014.

   Срок исполнения – до 1 марта 2019 года.

1.3. Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области рассмотреть возможность организации в подведомственных учреждениях в каникулярный период 2019 года профильных смен с дневным пребыванием для несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах, либо находящихся в трудной жизненной ситуации.

Срок исполнения - до 15 марта 2019 года.

1.4. Муниципальным комиссиям по делам несовершеннолетних
и защите их прав
обеспечить рассмотрение материалов по фактам систематических самовольных уходов несовершеннолетних из дома и государственных учреждений с разработкой конкретных мер по их адаптации, социальной и психологической реабилитации, с последующим контролем эффективности реализованных в отношении подростков мер.

Об исполнении проинформировать областную комиссию в аналитической информации по итогам полугодия и года.

Решения приняты путем голосования «единогласно».

  1. О дополнительных мерах профилактики гибели и травматизма детей в результате пожаров.

СЛУШАЛИ:

Никифорова М.В.: в 2018 году в Российской Федерации регистрируется ухудшение обстановки с гибелью несовершеннолетних на пожарах. Рост количества погибших на пожарах детей превысил 20 процентов (441 несовершеннолетний в 2018 г., 362 ребенка в 2017 г.).

Подавляющее количество погибших (97 процентов) имеет место на пожарах в жилом секторе, из них 70 процентов при возникновении пожаров в частных жилых домах, а также в садовых домах и дачах, 30 процентов погибших проживали в многоквартирных жилых домах.

Возраст погибших до 7 лет составляет 78,1 процента.

Основными причинами данных пожаров стали: эксплуатация неисправных осветительных и нагревательных приборов (24 процента), неисправность электросетей (18 процентов), шалость детей с огнем                    (16 процентов), неосторожное обращение с огнем (15 процентов), а также эксплуатация неисправного печного оборудования (10 процентов).

Буквально в течение недели предшествующей новогодним праздникам в Российской Федерации произошло 5 пожаров с групповой гибелью детей.

В 2018 году на территории области произошёл 1 пожар (-1 к АППГ; -50 процентов к АППГ), в результате которого погиб 1 ребенок (-3 к АППГ; -75 процентов к АППГ), за АППГ произошло 2 пожара, в результате которых погибло 4 ребенка.

9 июля 2018 при пожаре в квартире многоквартирного жилого дома в                    г. Архангельск, ул. Гвардейская погибла мать с семилетним ребенком. Причиной пожара явилась неосторожность при курении. Пожар произошёл днем на 1 этаже. Виновник пожара выбежал на улицу и не закрыл дверь, ведущую в лестничную клетку, огонь перекинулся по общедомовой лестничной клетке в квартиры расположенные выше. В результате задымления квартиры мать и ребенок не смогли покинуть квартиру.

В 2018 году на территории Архангельской области зарегистрировано 11 пожаров, в результате которых травмировано 14 детей. Из них, 4 ребенка травмировано в г. Северодвинске, 1 ребенок в Каргопольском районе, 1 ребенок в г. Котласе, 3 детей в Котласском районе и 5 детей в г. Архангельске. Данные пожары происходили по следующим причинам: неосторожность при курении – 1 пожар (9 процентов от общего количества пожаров с травмированными детьми); шалость с огнем детей – 5 пожаров (45,5 процента); неосторожное обращение с огнем – 2 случая (18,2 процента); нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 2 пожара (18,2 процента) и нарушение правил пожарной безопасности при использовании пиротехнических изделий – 1 случай (9 процентов).

К сожалению, 1 января текущего года оборвалась жизнь одиннадцатимесячного ребенка при пожаре в г. Архангельске. Причиной пожара явилась неосторожность при курении.

В январе 2019 года в г. Архангельске произошел 1 пожар, в результате которого пострадали 2 ребенка. Причиной пожара явился аварийный режим работы электросети.

Главным управлением МЧС Росси по Архангельской области совместно с агентством государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, общественными организациями и органами местного самоуправления в 2018 году проведено более тысячи мероприятий по профилактике гибели и травматизма детей при пожарах.

В дошкольных и образовательных организациях проведено 220 конкурсов, соревнований на противопожарную тематику.

Проведено 532 профилактических рейда в жилом секторе, где проживают многодетные семьи, с охватом 2308 человек, а также на 44 объектах образования и социальной сферы с круглосуточным пребыванием детей с охватом 598 человек.

В связи со складывающейся обстановкой считаю, что необходимо принять дополнительные меры профилактического характера, направленные на обеспечение пожарной безопасности.

ВЫСТУПИЛИ:

Вахрушев А.В.: «Третье место (16 процентов) – это шалость детей с огнем по РФ. Вопрос профилактических мер в школах и СМИ с семьями должен быть усилен».

Королева Г.И.: «Коррективы вносить нужно с учетом местности. И я убеждена, что тема пожарной безопасности, особенно в деревянном секторе, очень важная, но областная комиссия проблему должна решать с учетом обстановки в области. Я полагаю, что в данной ситуации вопрос надо рассматривать не только по многодетным семьям, но и по семьям, находящимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Давайте решать: либо мы ходим и читаем лекции и беседы в школах тем родителям и детям, которые и так добросовестно себя ведут или мы будем работать с категорией семей, которые у нас составляют риск. А риск в области составляют не многодетные семьи, а семьи, находящиеся в социально опасном положении. Я предлагаю в решении комиссии на этой категории сконцентрировать внимание.

Если мы говорим о посещении мест проживания многодетных, то это поручение необходимо адресовать министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области. Специалисты учреждений социального обслуживания при посещении семей и обнаружения опасной ситуации должны уведомлять пожарную охрану».

Вахрушев А.В.: «Обмен информацией однозначно должен быть, это как раз комплексные подходы, когда мы понимаем, что есть сигналы, особенно по неблагополучным семьям в деревянных домах. Конечно, надо  идти, разговаривать и проверять, как у них обстановка с пожарной безопасностью».

Королева Г.И. «Вопрос к Никифорову М.В. по детской шалости с огнем. Мы давно над этой темой работали. Если устанавливается, что детская шалость с огнем связана с тем, что дети брошены родителями, и такие факты гибели детей ранее были у нас, Ваши сотрудники обеспечивают взаимодействие с ПДН, КДН, социальной защитой? По каждому ли факту есть уведомление?».

Никифоров М.В.: «Обязательно уведомляется ПДН, составляются протоколы».

Королева Г.И. «Обратная связь есть?».

Никифоров М.В.: «Не могу сказать».

Королева Г.И.: «Мы разделяем Вашу озабоченность, где каким-то образом пострадали дети. По каждому факту рекомендуем Вам обязательно направлять уведомление в ПДН, социальную защиту, пусть выясняют причины, не были ли они безнадзорные в этот момент. Получение обратной связи тоже необходимо. Если вашу структуру не информируют о том, какая работа проведена, то обязательно об этом уведомляйте муниципальную комиссию или даже прокурора».

 

Заслушав докладчика, ПОСТАНОВИЛИ:

2.1.  Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области:

2.1.1. Совместно с Главным управлением МЧС России по Архангельской области обеспечить взаимодействие по обмену информации о семьях, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации. 

Срок исполнения –  до 01 марта 2019 г.

 2.1.2. Учреждениям социального обслуживания семьи и детей Архангельской области:

а) при посещении мест проживания семей, находящихся в социально  опасном положении и трудной жизненной ситуации, проводить противопожарные инструктажи с распространением памяток о требованиях пожарной безопасности в жилье. Обращать внимание на состояние систем печного отопления, газового и электрооборудования.

О выявленных недостатках информировать в письменном виде государственную жилищную инспекцию Архангельской области, территориальные подразделения надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области, обслуживающие соответствующий район, город в течение 3 суток с момента обнаружения.

б) обеспечить проведение профилактической работы по информации о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних в области пожарной безопасности, поступившей из территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области. 

Срок исполнения – постоянно.

в) привлекать сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России к участию в посещении мест проживания в деревянном жилом фонде семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Срок исполнения – ежеквартально.

2.2. Главному управлению МЧС России по Архангельской области:

2.2.1. Обеспечить направление территориальными подразделениями надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав предложений для включения в план работы комиссий вопросов профилактики, отнесенных к компетенции МЧС.

Срок исполнения – ежегодно до 15 июня и 15 декабря.

2.2.2. Подготовить макеты памяток о требованиях пожарной безопасности в жилье с целью распространения их населению. Макеты памяток направить в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, органы местного самоуправления Архангельской области.

Срок исполнения – до 1 марта 2019 г.

          2.2.3. О выявленных фактах нарушений пожарной безопасности в семьях, а также о пожарах, произошедших в жилых помещениях, где проживают или зарегистрированы несовершеннолетние, незамедлительно уведомлять подразделения по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения. Организовать обратную связь. Об отсутствии информации о принятых мерах уведомлять муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

         Срок исполнения – постоянно.

         2.2.4. Информацию о пожарах, которые произошли по вине несовершеннолетних, в течение 3 рабочих дней с момента вынесения решения по сообщению о пожаре направлять в территориальные подразделения УМВД России по Архангельской области.

          Срок исполнения – постоянно.

         2.2.5. Совместно с учреждениями социального обслуживания семьи и детей Архангельской области принимать участие в посещении мест проживания в деревянном жилом фонде семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, с целью оценки состояния пожарной безопасности жилых помещений.

         Срок исполнения – ежеквартально. 

         2.3. УМВД России по Архангельской области обеспечить проведение индивидуальной профилактической работы по информации о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних в области пожарной безопасности, поступившей из территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области.

         Срок исполнения – постоянно.

2.4. Главам муниципальных образований разместить на официальных сайтах администраций муниципальных образований, а также в разделах «Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав» памятки о мерах пожарной безопасности в жилье.

Срок исполнения –  до 01 марта 2019 г.

2.5. Председателям муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечить рассмотрение вопросов, поступивших от территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области с приглашением на заседания комиссий начальников территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области.  

 

 

 

Председательствующий                                                                  А.В. Вахрушев

 

 

Секретарь заседания                                                                   И.М.  Подосенова



Документы в наличии:

Документ Загрузочный сектор
Безопасность детей, один дома ↓ скачать ↓
Памятка 1 ↓ скачать ↓
Памятка 2 ↓ скачать ↓
лист с подписью_pdf ↓ скачать ↓


Все объявления

Объявления

Главное

Полезная информация
ГосУслуги.Ру
Сайты государственных органов и другая полезная информация
  • ПрезидентПрезидент Российской Федерации
    Сайт президент.рф
  • ПравительствоПравительство Российской Федерации
    Сайт правительство.рф
  • ЕдиныйЕдиный портал государственных и муниципальных услуг
    Сайт gosuslugi.ru
  • ОфициальныйОфициальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов
    Сайт torgi.gov.ru
  • ОфициальныйОфициальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях
    Сайт bus.gov.ru
  • ОфициальныйОфициальный сайт Российской Федерации для размещения информации о заказах
    Сайт zakupki.gov.ru
  • ЕдиныйЕдиный портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения
    Сайт regulation.gov.ru
  • ОфициальныйОфициальный интернет-портал правовой информации
    Сайт pravo.gov.ru
  • СистемаСистема общественного обсуждения законопроектов
    Сайт veche.duma.gov.ru
  • ПенсионныйПенсионный Фонд Российской Федерации
    Сайт pfrf.ru
  • ФондФонд социального страхования Российской Федерации
    Сайт fss.ru
  • МинистерствоМинистерство по чрезвычайным ситуациям
    Сайт mchs.gov.ru
  • МинистерствоМинистерство Внутренних Дел Российской Федерации
    Сайт mvd.ru
  • ФедеральнаяФедеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
    Сайт roszdravnadzor.ru
Прокрутить влево
Прокрутить вправо
Ограничение по возрасту: 18+.  |  Сегодня: 23 марта 2019 года, суббота.  |  Версия для слабовидящих  |  ↑ Вверх ↑
Сайт admso.ru является официальным сайтом органов местного самоуправления муниципального образования «Североонежское»
Электронная почта info@admso.ru является официальной электронной почтой органов местного самоуправления муниципального образования «Североонежское»
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс.Метрика © 2016 - 2019 Органы местного самоуправления муниципального образования «Североонежское»
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз